Новости прихода

Драматург А.Н. Островский

31 марта 1823 года в Москве родился Александр Николаевич Островский, драматург и основатель русского театра. Он происходил из старинного священнического рода. Дядя писателя, протоиерей Костромского кафедрального Успенского собора Павел Островский был крупным ученым краеведом. Отец, Николай Федорович, окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, однако, по духовному пути не пошел, а стал преуспевающим адвокатом. Именно он купил замечательную усадьбу Щелыково в Костромской губернии, где сегодня располагается литературный музей его выдающегося сына.

В Щелыково Александр Николаевич напишет свои главные произведения: «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». 29 мая 1886 года писатель приехал из Москвы в Щелыково последний раз. Поднявшись на крыльцо своего дома, неожиданно заплакал, даже зарыдал. Утро 2 июня, православный праздник, День Святого Духа, не предвещало беды. Островский вышел на террасу и долго смотрел на прекрасную белую церковь погоста Николо-Бережки. Супруга, Марья Васильевна отправилась с детьми в храм на обедню, и заодно отслужить молебен о здравии мужа. Александр Николаевич сел за рабочий стол, взялся за перевод пьесы Шекспира, но внезапно упал и умер - в одиннадцатом часу утра. Его похоронили рядом с отцом у прекрасной Никольской церкви. Если вспомнить могилы всех русских деятелей литературы и искусства, то конечно же самая красивая могила, у Александра Сергеевича Пушкина - на возвышенности у алтаря Успенского собора Псковского Святогорского монастыря. Сравнима с ней по красоте - могила Островского у Никольского храма в Бережках.

Александр Николаевич вырос в Москве. По желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре - бросил. Как это ни парадоксально, но у великого драматурга не было хорошего образования. Его жизненным университетом стала работа секретаря-канцеляриста в системе московского судебного судопроизводства, куда его устроил отец. Именно в судебных заседаниях раскрывался перед ним мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Александр все запоминал, усваивал, осмысливал. В суде часто приходится угадывать характер и нрав человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Островский блестяще овладел этой способностью. Он назовет себя «реалистом-слуховиком» и станет непревзойденным мастером речевой характеристики персонажей в своих пьесах.

В возрасте 26 лет состоялся литературный дебют: Александр пишет пьесу «Банкрот», или «Свои люди - сочтемся». Вообще, в названиях многих пьес он будет использовать яркие русские пословицы. Успех был внезапный и ошеломляющий. Критики сразу ставят «Банкрота», принадлежащего перу никому неизвестного, малообразованного мелкого служащего на четвертое место среди всего, что к тому времени уже было в русской литературе, после «Недоросли» Фонвизина, «Горя от ума» Грибоедова и гоголевского «Ревизора».

А за свою жизнь Островский напишет без малого 60 драматических произведений. Со дня появления первой пьесы и до нашего времени вокруг произведений драматурга кипят нешуточные споры. Каждая значимая общественно - политическая сила и партия: революционеры, демократы, либералы, просто любители русской старины, - все стремятся привлечь его на свою сторону. Но Островский не идеолог, не общественный деятель, не политический борец, он исключительно реалист. Он не старается обличать грехи и пороки, он нисколько не идеализирует действительность. Критик Аполлон Григорьев однажды воскликнул: «Оставимте его быть тем, что он есть - великим народным поэтом, первым и единственным выразителем нашей народной сущности в ее многообразных проявлениях». Это - единственно верная оценка творчества драматурга.

В пьесах Островского перед нами проходят десятки и сотни разнообразных характеров, абсолютно реальных, взятых из жизни. Главным образом, мы наблюдаем представителей среды купечества, которую автор очень хорошо знал. И процессы, происходящие в этой среде, вызывают у Александра Николаевича самые разные, противоречивые чувства. Во всех пьесах происходит столкновение здоровых и светлых начал народного характера, воспитанного в духовно-нравственных традициях родной православной веры и народившейся злой силы буржуазного своеволия, самодурства, которое подтачивает устои народной морали и зачастую торжествует над ней. Но писатель показывает, как непрочно, шатко это видимое торжество. Зло всегда саморазрушается, приносит страдания самим его носителям. Вот Самсон Силыч Большов обращаясь к обманувшим его дочери и зятю, подытоживает всю свою жизнь: «Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. Знаешь, Лазарь, Иуда, ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем».

Купеческие города и села Верхнего Поволжья: Кострома, Кинешма, Щелыково, дали писателю множество материала для творчества. Одна из самых ярких пьес Островского - «Гроза». Образ помещицы Кабанихи - яркий пример религиозной подделки, отрицающей народную нравственность. За лицемерной внешней религиозностью скрывается абсолютно антихристианский дух. Услышав от Кулигина евангельское наставление: «Врагам-то прощать надо, сударь!» Тихон, сын Кабанихи, горестно восклицает: «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.»

В купеческом городе Островский видит мир, порывающий с нравственными христианскими традициями народной жизни. Отсюда вся духовная неустроенность жизни, страдания героев пьесы. Лишь одна Катерина пытается удержать и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким христианская культура подвергается в Калинове.

Катерина - человек светлый и духовный. О ней говорится, что когда она в церкви молится, «…какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Но по ходу пьесы мы наблюдаем, в какое страшное положение попадает Катерина. Она в полном духовном одиночестве. Да и молиться ее никто не учит. Молитва ее искренняя, но мечтательная, она не имеет крепкого корня, не соединяет по-настоящему ее с Богом, а потому, лишенная всякой поддержки в конце концов Катерина ломается и решается на страшный грех самоубийства. Подобное психологическое состояние описано очень реалистично. Как тут не вспомнить случай из реальной жизни: в те же годы в Петербурге произойдет самоубийство швеи Марии Борисовой, которая выбросилась из окна с иконой Богородицы в руках. Достоевский напишет об этом рассказ «Кроткая».

Как хорошо, что у нас есть прекрасный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы «Бесприданница». Это один из самых любимых фильмов нашим народом. Он снимался в Костроме, на фоне городских пейзажей, хорошо знакомых Островскому и сохранившихся до нашего времени.

Героиня «Бесприданница» Лариса Огудалова еще более хрупкая и незащищенная женщина, чем Катерина. В финальном нерасчетливом выстреле Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах. «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!..».

А еще у нас есть фильм «Женитьба Бальзаминова» с великолепными Георгием Вициным и Нонной Мордюковой. А еще есть опера Римского-Корсакова «Снегурочка».

Островский актуален сегодня, он будет актуален вечно, пока существует этот мир.

Много неправильного написано некоторыми православными публицистами о сюжете задушевной и поэтической народной сказки «Снегурочка». Православных критиков смущают якобы языческие образы в этой пьесе: Царство берендеев, бог Ярило. Но, если вдуматься, никакого язычества в «Снегурочке» нет. Это произведение - сказка с глубоко христианским содержанием. Островский использует только образы из народной мифологии. Настоящее язычество - совсем другое. Славянское язычество - это грубый, плотской и жестокий культ с человеческими жертвоприношениями.

А Островский в «Снегурочке» описывает сказочное царство без насилия, обманов, угнетения, в котором торжествуют подлинные христианское добро и красота. Этот сказочный мир всегда жил в народных фантазиях. И представления об этом мире на протяжении столетий формировала в народе Православная Церковь. Сказочный мир - упрек современному обществу лжи и эгоизма. А смерть Снегурочки - великодушная жертва за грехи берендеев. Бескорыстная и беззаветная любовь спасет человечество - такова светлая надежда великого драматурга.

Епископ Геннадий (Гоголев)

Из передачи "Воскресные беседы" 26 марта 2023 г.
Церковь, общество, культура Епископ Геннадий