11 ноября 1821 года в Москве родился Федор Михайлович Достоевский. Достоевский безусловно самый читаемый русский писатель. Да и во всей мировой литературе рядом с ним можно поставить очень немногих. Ну, конечно же, Шекспира, может быть, Бальзака. Происходил Федор Михайлович из обедневшего рода российских дворян Ртищевых, блиставших еще в XVII веке. В Подольской губернии им было даровано село Достоево, откуда и пошла фамилия. Отец писателя, Михаил Андреевич был простым лекарем знаменитой Божедомки - больницы для бедных людей в Москве, в районе Марьина роща. Здесь, в скромной казенной квартире, ныне превращенный в музей, и появился на свет великий писатель. Родители готовили сына к трудовой жизни, рано привили ему любовь к чтению, выучили иностранным языкам.
Большое значение в воспитании ребенка сыграл диакон местной приходской церкви, который сумел интересно, увлекательно преподать ему Закон Божий и Священную Библейскую историю. Случай редкий и замечательный.
С детства Федор видел много людских страданий. В память врезался ему такой эпизод. Детской любовью любил он одну девочку, дочку повара. И вот однажды раздался страшный крик в саду. Девятилетняя девочка лежала на земле в изорванном беленьком платьице, испачканном грязью и кровью. Из разговора мальчик понял, что преступление совершил некий бродяга. В произведениях великого писателя очень много внимания будет уделяться изучению темы злого начала в человеке. В этом Достоевский превзойдет даже Шекспира.
В 1837 м году Федор поступил в лучшее техническое учебное заведение Империи - военно-инженерную академию в Петербурге. Но к военной службе у него расположения вовсе не было, мундир на нем «сидел неловко». Все свободное время Феодор читал, и как правило, художественную литературу. В 16 лет Федор потерял мать, в 18 лет - отца. Он все-таки окончил академию и больше года служил по профессии в военно-инженерной команде.
В январе 1845 года в его жизни произошло замечательное событие. Такие события иногда происходят с гениями. Он испытал настоящее Божественное призвание к литературным трудам. Он назовет его «видением на Неве», которое случилось на Выборгской стороне, неподалеку от переправы, где ныне расположен Литейный мост. Федору Михайловичу вдруг показалось, что весь реальный мир куда-то исчез, «искурился паром к темно-синему небу», и вместо него явился другой - мир его литературных персонажей, «…замерещилась другая история в каких-то темных углах, какое-то честное и чистое сердце и вместе с ним какая-то девочка оскорбленная и грустная». И «глубоко разорвала ему сердце» вся их история. Через год вышел первый роман «Бедные люди».
Важнейшие события происходят в жизни Федора Михайловича в конце 40-х годов. Еще в 1847 молодой, искренний, любознательный писатель знакомится с мелким чиновником Министерства иностранных дел Михаилом Петрашевским, у которого по пятницам собирались единомышленники, последователи социалистических учений. Приехавший из Европы Николай Спешнев излагает среди петрашевцев целую программу революционного переворота. Участники кружка вдохновлены февральской революцией 1848 г в Париже. Федор Михайлович вовлечен в работу кружка. Скоро наступает развязка. Всех участников арестовывают и приговаривают к расстрелу.
22 декабря 1849 года Достоевского вместе с целой группой государственных преступников вывели на Семеновский плац в Петербурге. Сегодня в этом месте построен Театр юного зрителя. Прозвучал приговор: «Отставного инженер-поручика Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием". Священник поднес крест для последнего целования. Достоевский, как завороженный, все смотрел и смотрел на главу православного храма, неподалеку сверкавшую на солнце. Подойдя к своему другу, Спешневу, Достоевский сказал: "Мы будем вместе со Христом!" - "Горстью пепла мы будем" - отвечал ему атеист Спешнев. Но у писателя были совсем другие чувства. В нем ожило христианское мировоззрение. В тот роковой момент Достоевский сравнил свой эшафот с Голгофой, на которой принял смертную муку Христос Спаситель. Писатель ощутил в своей душе рождение нового человека, вспомнил замечательные слова Евангелия: "Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Раздалась команда: «На прицел»! Потом длинная барабанная дробь, сквозь которую было слышно, как по площади скачет адъютант императора Николая. Он внезапно огласит указ о помиловании - замене расстрела каторжными работами. Потом будет долгий путь в Сибирь. В открытых санях, в кандалах. В Тобольске жены декабристов подарят писателю Евангелие, которое он будет хранить всю жизнь как величайшую святыню. Омский острог.
Жизнь великого писателя неразрывно связана с землей, которая войдет в состав современного независимого Казахстана. В 1854 году каторга была ему заменена солдатской службой в Семипалатинске. Здесь он служил рядовым, потом получил офицерский чин. В Воскресенском храме города Семея до сих пор сохраняется загадочный портрет Федора Михайловича XIX века, неизвестно кем и при каких обстоятельствах написанный, непонятно как попавший в храм. Именно в период страданий, в Омске и Семипалатинске у писателя окончательно сформировалось особое мировоззрение, в основе которого оказалось народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. Однажды с ним произошел поразительный случай. Достоевский возвращался с работ под надзором конвойного. И вдруг к нему подошла женщина с девочкой лет десяти. Она шепнула что-то девочке на ухо, а та подошла к Достоевскому и, протягивая ручонку, сказала: "На, несчастный, возьми копеечку, Христа ради! Резко кольнуло в сердце, вспомнилось что -то родное, детское. Писатель-дворянин, прежде ощущавший трагический разрыв с простым народом, начинает смотреть на лица каторжан какими-то особыми просветленными глазами. И постепенно сквозь все грубое, ожесточенное, заледеневшее, стали проступать теплые, знакомые с детства черты.
«Поверишь ли, - пишет он в письме брату с каторги, - здесь есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Что за чудный народ! Вообще время для меня не потеряно. Я узнал русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его»
Суть этого народного христианства писатель выразит в своих знаменитых словах: «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Эти взгляды он больше никогда не поменяет.
Достоевский неоднократно будет путешествовать по Европе, он вступает в полемику с модными мыслителями и публицистами. Ему очевидно, что корень всех бед человечества - это мощная энергия обожествившей себя и свои силы человеческой личности. Христианская идея жертвы и любви прямо противоположна этому настроению. В этой идее есть нечто неотразимо-прекрасное, сладостное, неизбежное и даже необъяснимое" - все отдавая, ничего себе не требовать. "Коли веришь во Христа, то веришь, что и жить будешь вовеки... Говорят, человек разрушается и умирает весь". Но это ложь. Достоевский непоколебимо верит в бессмертие человеческой личности. Все его творчество - это раскрытие и продолжение Евангелия Христова.
Из передачи "Воскресные беседы" от 7 ноября 2021 г.