Новости прихода

Аполлон Майков - поэт, близкий к Богу

1821 год стал для русской литературы знаменательным. В ноябре в Москве родился великий писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский, через месяц появился на свет поэт Николай Алексеевич Некрасов. А 4 июня 1821 года - день рождения другого, менее значительного, но интересного и яркого православного русского поэта, переводчика античной и немецкой классики, Аполлона Николаевича Майкова.

«Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», - многие православные христиане прекрасно знают эти строки, принадлежащие его перу.

Всю жизнь Майков был верующим, глубоко церковным христианином. Его пример интересен в том смысле, что позволяет нам хотя бы отчасти понять, каким образом в неспокойное, полное искушений время, когда многие дети из традиционных православных семей разных сословий сбивались с пути, теряли веру, становились на путь бунта и революции, он, воспитанный в Православии, бережно пронес свою церковность через всю жизнь до самой своей кончины.

В чем секрет этой удивительной гармонии духа - веры и разума, которая неизменно была свойственна Аполлону Майкову? Как он избежал горьких разочарования, мучений от неразрешимых вопросов, тягостных сомнений, - того, что было свойственно его великим современникам, даже Достоевскому, и еще в большей степени - Некрасову?

Какая-то тайна была заключена в самом духовном облике Аполлона Майкова. И может быть на мистическом уровне особую роль в формировании его личности сыграли молитвы его святого предка, одного из наиболее почитаемых святых конца XV века, основателя духовного течения монахов-нестяжателей, преподобного Нила Сорского. В родословной Майковых имя преподобного Нила располагалось на первом месте. Раннее детство Аполлон провел близ Троице-Сергиевой Лавры, в селе Никольском. «Себя я помнить стал в деревне под Москвою…» - так он напишет в 35-ти летнем возрасте. Религиозное чувство он впитал с молоком матери. Позже будут учеба в Московском университете, общение с западноевропейскими интеллектуалами в заграничных поездках, служба в различных министерствах и в библиотеке.

В молодости Майков посещал кружки Белинского и революционера Петрашевского, но никакие темные поветрия его души не коснулись. Религиозный идеал никогда не тускнел в его сознании. Он свидетельствует о себе так: «Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была поколебима».

Своим оппонентам из либерального и революционного лагеря Майков ответит резкой эпиграммой:

«Вы «свобода» нам кричите,
Я одной себе ищу
Думать так, как я хочу,
А не так, как вы хотите!»

Стихийное религиозное чувство со временем только подкреплялось, наполнялось знаниями и опытом. Гармония пытливого ума и религиозно настроенного сердца - именно такое сочетание может сделать человека по-настоящему счастливым.

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», - афористично выразил Майков идею большого знания, которое приводит к Богу.

Майков прожил долгую и счастливую жизнь в браке, имел многих друзей, был крестным отцом детей Достоевского, увлекался античным искусством и европейской философией, историей богоизбранного еврейского народа, и конечно российской историей. При этом никакие научные интересы не мешали его церковной жизни.

«Блажен, кто волей оторвав сомнения ума,
Святую Библию читает с умиленьем,
И, вняв церковный звон, в ночи, с благоговеньем,
С молитвою зажег пред образом святым
Свечу заветную и плакал перед ним».

Православная вера для поэта - это не только личное сокровище души, но и возможность почувствовать себя в единении со всем христианским народом. Особенно сильным это единение ощущается за богослужением, в храме.

«Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, -
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса» - это стихотворение 1857 года.

А вот дневниковая запись Майкова: "Христианин ли я? Кто я? Единица ли, могущая жить и довольствоваться сам собою? Нет, единица, которая может быть только между другими единицами, мне подобных. Нравственный идеал может быть общий, всенародный, всечеловеческий. Выше христианского идеала любви нет. Я имел счастье родиться в христианском обществе, следовательно, нравственный христианский идеал есть мой, и другого я не могу иметь; и в этом отношении я христианин".

Единство духовного идеала - вот что скрепляет нравственное единство общества, объединяет людей самых разных сословий, социальных групп. Майков пишет: «Зайдя в церковь, в светлое воскресенье, не чувствует ли образованный человек ту точку общения, когда он, аристократ умом, равен перед идеалом с простыми людьми? Не чувствует ли он, что тут есть простые люди, которые выше его?»

Одно из лучших стихотворений Аполлона Николаевича посвящено церковной молитве:

«Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.

Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поет -
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,

Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой...
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:

Это - медный грош вдовицы,
Это - лепта бедняка,
Это...может быть...убийцы
Покаянная тоска...

Это - светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души…»

Как замечательно сказано: поистине в вечность заглядывает душа, которая погружена в себя и, не отвлекаясь, внимательно молится в храме Божием. У поэта нет сомнений в человеческом бессмертии, в вечности и неуничтожимости души. Это роднит его со многими великими русскими поэтами.

«Смотри, смотри на небеса,
Какая тайна в них святая
Проходит молча и сияя,
И лишь настолько раскрывая
Свои ночные чудеса,
Чтобы наш дух рвался из плена,
Чтоб в сердце врезывалось нам,
Что здесь лишь зло, обман, измена,
Добыча смерти, праха, тлена,
Блаженство ж вечное - лишь там».

Вера в жизнь будущего века становится для Майкова оправданием человеческого искусства, причем только такого, которое выражает высокие идеалы христианской религии.

«И жизнь - не сон, не сновиденье,
Нет! - это пламенник святой,
Мне озаривший на мгновенье
Мир и небесный и земной,

И смерть - не миг уничтоженья
Во мне того живого я,
А новый шаг и восхожденье
Все к высшим сферам бытия».

Ну и конечно большая заслуга поэта в том, что он сумел доступным поэтическим языком изложить многие события церковной истории. Майков является автором замечательных стихотворных переложений псалмов Давида, нескольких глав из Апокалипсиса Иоанна Богослова, прекрасной поэмы об императоре Константине Великом, нескольких пасхальных стихов.

Он пророчески писал о родной стране:


«О Боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай – дары святые неба, –
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба!»

Наверное о каждой стране, о каждом народе можно произнести слова этой поэтической молитвы, сочиненной Аполлоном Николаевичем Майковым.

Епископ Геннадий (Гоголев)Из передачи “Воскресные беседы” от 6 июня 2021 г.
2023-06-01 10:46 Церковь, общество, культура Епископ Геннадий