Новости прихода

300 лет перенесению мощей благоверного князя Александра Невского

В сентябре 2024 года в Санкт-Петербургской митрополии и во всей Русской Православной Церкви отмечают 300-летие переноса в город на Неве святых мощей благоверного князя Александра Невского. Это событие не могут обойти вниманием православные христиане Казахстана, потому что мы почитаем Александра Невского своим небесным покровителем. Установлен исторический факт: в 1248 году путешествуя от Золотоордынского хана Батыя в ставку хана Великой Орды Гуюка, а точнее, его вдовы, Александр Ярославич проходил по землям современного Казахстана. Возможно, путь его лежал по берегам озера Балхаш, может быть в предгорьях Алатау. Точно его маршрут мы определить не можем, ведь не известно, где конкретно находилась кочующая ставка великого хана, но одна мысль о том, что этот великий русский святой был в наших краях, согревает верующую душу.
Конечно же, вместе с князем Александром по казахским степям путешествовали и его моленные иконы, возможно среди них была Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Вот уже три столетия благоверный Александр почитается как небесный покровитель Санкт-Петербурга. Культурную столицу России часто называют городом всех религий. Действительно, со дня своего основания Петербург был городом весьма открытым в религиозном отношении. Первые православные, католические и лютеранские церкви здесь строили одновременно. Мусульманская община в количестве пятисот человек существовала в Петербурге уже в 1798 году. А в 1802 году здесь была основана иудейская община.
Но все-таки, в основание северной столицы были положены православные святыни. И хотя император Петр Великий вошел в историю как реформатор, порвавший со многими традициями средневековой Руси, он всегда оставался глубоко религиозным христианином, и на все свои начинания искренне испрашивал Божие благословение так, как это принято у церковных людей. Кроме того, Петр прекрасно понимал значение религии для сохранения и укрепления своего государства, идеология которого была заимствована у православной Византии.
На протяжении двух десятилетий Петр, напрягая все силы, отвоевывал у Швеции русские земли, захваченные сто лет назад, в период Смутного времени. Шведы, в те годы агрессивные протестанты, уничтожили на захваченных территориях множество православных святынь - в том числе знаменитый Валаамский монастырь на Ладожском озере. И Петр прекрасно осознавал свою задачу: не только восстановить государственность на освобожденных территориях, но и возродить веру и традиционную духовную культуру.
Крепость Санкт Петер- Бурх, давшая начало новой столице, была заложена Петром на небольшом Заячьем острове в праздник Святой Живоначальной Троицы, 27 мая 1703 года. А за неделю до этого события Петр выбрал место для строительства первого храма, по другую сторону этого небольшого пролива. Царь срубил на месте будущего храма ракитовый куст. Здесь будет построена Троицкая церковь, ставшая на несколько лет главным храмом молодого города и центром всех церковно-государственных церемоний. Сегодня на ее месте находится часовня, воздвигнутая в 2003 году.
Через семь лет после основания крепости, осматривая окрестности, Петр выбрал место и для первого Петербургского монастыря, который также повелел создать в честь Бога - Святой Троицы, при впадении в Неву речки Черной, в будущем Монастырки. Тогда предположили, что именно здесь князь Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов.
20 февраля 1712 года один из сподвижников Петра, архимандрит Новгородского Хутынского монастыря Феодосий (Яновский), человек энергичный и просвещенный, получил от царя повеление приступить к строительству новой обители - будущей знаменитой Свято Троицкой Александро-Невской лавры. Вскоре Феодосий выстроил здесь деревянную Благовещенскую церковь и принялся прорубать от нее дорогу к центру города - будущий Невский проспект.
Монастырь постепенно расширялся . В начале 1721 года Феодосий стал архиепископом Новгородским, но сохранил попечение о монастыре Святой Троицы. Трудно сказать, чья это была идея - самого царя, или архиепископа, но уже в начале 1722 года мы видим первые приготовления к переносу в Троицкий монастырь мощей Александра Невского. В истории был прецедент - в 1652 ом году царь Алексей Михайлович повелел перенести из Соловецкого монастыря в Москву останки святого митрополита Филиппа, замученного опричниками Ивана Грозного.
Феодосий посещает город Владимир, где в Рождественско-Богородичном монастыре хранились мощи Александра Ярославича, производит их опись, изучает предполагаемый путь следования. 30 июня 1723 года Святейший Синод постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита».
11 августа началось торжественное шествие святыни, аналогов которому Русская Церковь еще не знала. Это было последнее грандиозное публичное мероприятие, блестяще осуществленное императором Петром, свидетельство его духовного попечения о любимом городе, ставшее его заветом, наказом для будущих поколений. Население города больше своего царя не увидит. Через четыре месяца после встречи мощей в Петербурге Петр смертельно заболеет.
В Москве был изготовлен ковчег с балдахином, закрепленный на специальном носиле - длинной 8 и шириной 5 метров. Сохранились подробные указания, как следует совершать крестный ход. Во всех городах следования ковчега навстречу ему выходило все православное население. Повсеместно совершались молитвы. Требовалось проявлять благоговение. Было строго наказано, чтобы вблизи святыни не происходило сквернословия и других непотребных действий. Чтобы вынести святыню из Владимира, пришлось разобрать монастырский забор и снести множество построек на городских улицах и площадях.
Через шесть дней мощи подошли к Москве. Их поставили в открытом поле в районе нынешнего Белорусского вокзала, и при огромном стечении верующих день и ночь служили молебны.
26 августа Александра Невского встречали в Твери, 9 сентября мощи принесли в Великий Новгород. Далее ковчег двигался по реке Волхов и 19 сентября 1723 года достиг крепости Шлиссельбург, Орешек, где в течение года оставался в главном каменном храме.
Мы помним, что перед смертью Александр Невский принял монашескую схиму с именем Алексий. Образ князя - схимника покрывал и ковчег с мощами. Любопытно постановление Синода от 15 июня 1724 го года: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому не писать, а писать образ во одеждах великокняжеских».
Старое изображение немедленно заменили. Автором новой иконы стал Петербургский художник Иван Одольский. Получилось. что из Владимира в Шлиссельбург провожали «монаха Алексия», в столицу уже вступил великий князь, полководец, небесный покровитель и правитель государства Александр Ярославич Невский. Император Петр сам возглавил крестный ход по Неве, управляя галерой со святыми мощами. Причем на веслах работали высшие сановники империи.
В третью годовщину заключения Ништадтского мира, ознаменовавшего успешное окончание Северной войны, состоялась встреча Александра Невского в Троицком монастыре. Вскоре появился благочестивый рассказ о том, что приближаясь к берегу, Петр закрыл ковчег с мощами на замок, и выбросил ключ в Неву, чтобы никто более не дерзал прикасаться ко святыне.
Уже в XVIII веке жители Петербурга были убеждены, что пока святой ковчег находится в стенах монастыря, город не будет взят врагами. Напомним, что Санкт-Петербург остается единственной столицей на континенте, куда не ступала нога завоевателей. Тем не менее, после революции мощи святого Александра были изъяты и помещены в запасники музея истории религии. Драгоценная серебряная рака, великое произведение искусства, изготовленная при императрице Елизавете Петровне, была чудом спасена от переплавки и долгое время украшала Государственный Эрмитаж. В 1989 году мощи вернули в Троицкий собор, а в 2023 году из Эрмитажа в монастырь была возвращена серебряная рака.
2024-09-16 09:39