Новости прихода

О поэтическом слове епископа Геннадия

Епископ — поэт! Такое сочетание для нас всё ещё необычно и непривычно. Но на самом деле оно очень органично и естественно: предпосылки к нему возникали уже в период зарождения новой русской литературы, в Пушкинскую эпоху. Именно А. С. Пушкин, «начало всех начал», наметил пути соединения русского поэтического слова с родной для него православной духовностью. Православная вера соприродна поэтическому творчеству: молитвенное слово русского человека зарождается на дне его души и произносится из глубины верующего сердца.

«Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер, — утверждал Пушкин, — в России влияние духовенства столь же благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, и просвещением... Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою: история её требует другой мысли, другой формулы...». Ветхозаветному законничеству, католицизму, с его мёртвым рационализмом и волевым принуждением, православная Россия предпочла благодать верующего сердца.

Духовным инстинктом она воспринимала Божественные энергии, которые пронизывают изнутри и удерживают от распада и энтропии наш несовершенный, тварный мир. Он искони воспринимался русским человеком как сложный организм, в котором, по словам русского мыслителя И. А. Ильина, «движение материального солнца и движение духовно-религиозного солнца срастаются и сплетаются в единый жизненный ход. Два солнца ходят по русскому небу; солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень, строго-грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною праздник Светлого, очистительного Христова Воскресения, летом и осенью — праздники жизненного и природного благословения, зимой, в стужу, — обетованное Рождество и духовно-бодрящее Крещение». «Поэт "милостью Божьей" имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, её смысл евхаристический», — писал архиепископ Иоанн (Шаховской). Стихи епископа Каскеленского Геннадия (Гоголева) — художественное воплощение этой мысли о высоком назначении поэтического творчества. Поэзия для автора сборника, говоря словами В. А. Жуковского, «религии небесной сестра земная». Поэзия — отражение Горнего мира, к которому стремится и о котором тоскует на земле душа.

В своих стихах владыка Геннадий обращается к самым разным темам. Его поэтическое зрение улавливает всё многообразие жизни, всю полноту бытия. Героические и трагические страницы прошлого; события настоящего времени — значительные и, на первый взгляд, ничтожные, заурядные; судьбы отцов и подвижников Церкви — всё попадает в фокус внимания поэта. А за этими картинами — глубокие нравственно-философские обобщения автора, вдумчиво осмысливающего настоящее сквозь призму исторического и духовного опыта, размышляющего о будущем Отечества.

Стихи владыки — своего рода поэтическая проповедь. Это слово пастыря, церковного иерарха, призывающего помнить об ответственности за свои поступки перед Богом, терпеливо и мудро наставляющего (часто на своём примере!) и мирянина, и священника. А как психологически тонко и верно настроена поэтическая лира владыки Геннадия! Как причудливы оттенки настроения и эмоциональные полутона! Его голос звучит то сочувственно, с болью и горечью за всех обиженных, то насмешливо и осуждающе, сатирически беспощадно. А то вдруг слышатся печальные раздумья и ностальгические мотивы, которые сменяются мягким юмором.

В Прощеное воскресенье поэт «Спешит домой без промедленья, / Чтоб у любимого кота / Смиренно испросить прощенья. // Надменно кот усы лизал, / А по усам текла сметана: / “Прости, что я тебя считал / За самодура и тирана!”».

Органично соединяются в сборнике элегические и жизнерадостные мотивы, торжественные и иронические интонации. С особой теплотой создаётся образ духовенства. Здесь и напутствие унывающему пастырю, и сострадание к тяжелой доле сельского священника («Несите деньги в нищий храм / В деревне брошенным попам»), и иллюстрация монашеского делания, и поэтическое осмысление подвига мучеников и исповедников прошлого — «иерархов в униженном сане» («Фотокарточки исповедников»).

Особо выделяется в этом ряду «Стихотворение, написанное в день восшествия на кафедру епископа Галичского». Горькие, трогательные, правдивые и в то же время светлые стихи написал владыка — в лучших традициях нашей классической литературы. Здесь беспримерная картина бедности и убожества, невольно воскрешающая в памяти читателя и тютчевский «Край родной долготерпенья», и некрасовские строки о поповском «богачестве». Галич встречает владыку:

Чаши полны до краёв.

Едут к владычнему лику

Старцы с медвежьих углов.

Кто на раздолбанной «ниве»,

Кто на «девятке» крутой.

Едет на стареньком диве

Попик заштатный хмельной.

Образ нищего духовенства органично вписан в окружающую обстановку: опустевшие деревни, скорбная природа, усиливающая атмосферу безрадостного бытия:

Кошки унылы и жалки,

Нет аппетита у крыс.

С крыш невесёлые галки

Смотрят в молчании вниз.

И всё же владыке удаётся сохранить оптимизм и веру в добро и правду: край-то — «Богом спасаемый» (это утверждается в последней строке стихотворения), а стало быть, есть большая надежда на преображение жизни.

По-разному воплощается образ храма в сборнике: это и возрождённая обитель ученика преподобного Сергия — Авраамия Чухломского в Костромской глубинке, и заброшенный храм в казахском ауле. И если в первом случае — ощущение присутствия святого («Он здесь — своей прозрачной тенью / Незрим внимательной толпе. / Но по его благословению / Творится чудо в Чухломе»), то во втором — мерзость запустения: в чеканных строках стихотворения «Аул» — трагическая история борьбы с православием («Заброшенный храм в неприметном ауле, / Где, выйдя, рискуешь нарваться на пули, / А коль никуда не выходишь из сада — / Придут и зарежут и скажут: так надо»).С сыновним почтением относится владыка к историческому прошлому, к образам героических и святых предшественников. Таковы, например, стихи о благоверном князе Александре Невском. Пронизанные возвышенным, звучным языком, они покоряют проникновенной передачей стиля Петровской эпохи и духа средневековой Руси. С помощью изящной, классически чистой формы стиха и пластичности, скульптурности изображения автор создаёт монументальную картину:

Грянул залп, соборный хор запел.

Величаво, грозно и неспешно

Долгий ряд фрегатов и галер

Движется от самого Орешка.

Величественен образ Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, в котором был крещён и прошёл княжеский постриг святой князь Александр Невский:

Могучий храм в родную землю врос,

Корнями взяв живительную силу.

Всю боль Руси он стойко перенёс,

Тысячелетье стены отемнило.

Так создает владыка ёмкий образ патриархального мира, в котором ценностной доминантой является ушедший корнями в русскую землю православный храм — дом Божий. Любовью ко всему живому пронизано слово владыки — к голодной лисице, пробирающейся зимней тропой за кормом («Заболят под мехом слабенькие кости»), к зайчонку, петляющему зимнею «свежею тропою», к разговору звонких синичек в весеннем лесу. Часто две темы — природная и философская — слиты воедино. Так, в стихотворении «Юбилей с точки зрения кота» автор с мягким юмором представляет монолог домашнего питомца, завершающийся вполне серьёзной мыслью:

Из своего уединенья

С тоской гляжу на торжества.

Усы дрожат от возмущенья,

Запомнит он мои слова:

Кого сегодня прославляют

И ублажают, как в раю,

Уже при жизни получают

Награду бедную свою.

Пейзажная лирика владыки Геннадия выдержана в лучших традициях поэтов пушкинской школы. Автор оживляет в нашем представлении картины пробуждающейся природы после долгой зимы («Март»), рисует выразительное художественное полотно наступающей осени, с чувством глубокой ностальгии прощается с последним месяцем лета («Август»). Его описаниям присуща особая ясность: «А у нас из-за гор Алатау / Золотая выходит луна, / И черешня поникла устало, / От налившихся ягод пьяна». Природа у поэта превращается в храм, дарит верующему сердцу лучи Божией благодати, укрепляет падшего человека, зовёт его на духовный подвиг. Всё земное скрывает в себе светлый отблеск небесного, вечного. Непрестанно ощущается влияние поэзии Пушкина на лирику владыки. Стихи его богаты интертекстуальными связями: насыщены цитатами, аллюзиями, реминисценциями, восходящими к разным текстам великого русского поэта. Иногда читателю не стоит никакого труда определить художественный источник — например, стихотворение «Я памятник себе воздвигну виртуальный» очевидно рифмуется с «Памятником» Пушкина. В иных случаях требуется литературная подготовка: в строках «Когда сгустится мрак ночной / И давит скорбь пережитого, / Я вновь услышу над собой / Призывы голоса родного…» — угадывается пушкинское «Воспоминание». В ночной тишине, когда стихает суета дневных дел, душа человека откликается на самые важные вопросы бытия и слышит голос Бога: «Восстань! Тебя в беспутной жизни / Я не оставлю одного».

При этом, заимствуя темы, образы и художественные формулы из лирики Пушкина, владыка создаёт творчески оригинальные произведения. Вероятно, не случайно в своих произведениях он воскрешает забытый и потерянный современными русскими людьми поэтический стиль первой половины XIX века, стиль Пушкина и поэтов его плеяды, стиль золотого века русской поэзии. Ведь, создавая литературный язык, эта поэзия прививала ему тогда церковнославянскую первооснову. Высокая ценностная шкала нашего литературного творчества прямо связывалась в ту пору с языком православного богослужения. Однако в советский период русские люди утратили в своём языке эту живоносную первооснову. Годы безбожия с их торжеством плоского позитивизма и материализма приглушили в русском таланте духовную глубину, изощрив взамен чувственное восприятие, видение материальной, внешней оболочки вещей и явлений, которая всё более и более истончалась, опустошалась. А в последние три десятилетия в русском языке вообще совершается непоправимое — слово превращается в безличный, неодухотворённый инструмент; из него интенсивно устраняется святость, искра Божия. Универсальные термины заменяют живую речь («компетенции», «софт-скиллс», «транзитивный мир», «бренды», «тренды», «истеблишменты» — перечислять эти мёртвые конструкции и слова можно бесконечно долго). А между тем жонглирование словом без корня (и, соответственно, без смысла) неизбежно приводит к тому, что человек начинает жить в разделённом, атомизированном мире, и речь утрачивает функцию духовной поддержки.

В таких обстоятельствах поэзия владыки Геннадия становится щитом и надёжной опорой русского литературного языка. Вспомним напутствие Гоголя: «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку... Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших!» В этих строках, содержащих намёк на увещевание апостола Павла («Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29)), — сама суть отношения русских писателей к художественному творчеству. Поэзия — сакральное дело, возвращающее человека к Богу.

Одарённый русский поэт, владыка Геннадий, верен этой высокой национальной традиции. А потому исцеляюще действуют на душу кристально чистые поэтические строки стихотворений владыки.

Доктор филологических наук, профессор Ю. В. Лебедев,

Кандидат филологических наук, доцент Л. Н. Смирнова.
Епископ Геннадий Церковь, общество, культура