Новости прихода

О «нашем» Иммануиле Канте

300 лет назад, 24 апреля 1724 года в прусском Кенигсберге, сегодня это российский Калининград, родился гениальный немецкий философ Иммануил Кант. Его влияние на развитие человеческой мысли настолько велико, что для всякого, изучающего историю религии, мировоззрение Канта представляет значительный интерес.

Но прежде чем говорить о Канте, давайте разберемся, чем религия отличается от философии. Религия охватывает все области душевной жизни человека. То есть, религиозная жизнь во многом определяет умственную деятельность человека, выдвигает практические нравственные требования и воспитывает чувства. При этом деятельности ума соответствует богословие. Под христианским богословием мы понимаем учение о христианской религии, и о религии вообще с точки зрения христианства. Христианское богословие опирается на Божественное Откровение - Священное Писание и Священное Предание Церкви.

А под светской философией мы подразумеваем попытки человеческого разума исключительно своими силами, отказавшись от всех авторитетов, в том числе – от религиозной традиции и Божественного Откровения, достичь некоего абсолютного знания о наиболее общих законах развития мира, принципах человеческого познания, основах человеческой нравственности.

Любое философское рассуждение - рационально, оно строится исключительно в соответствии с универсальными принципами мышления.

Главная заслуга Иммануила Канта с точки зрения светской философии состояла в создании общей теории познания. Он убедительно показал, что существует два мира вещей - есть вещи сами по себе, а есть наши представления об этих вещах, и в процессе познания человек не может вырваться за пределы этих представлений. В самом деле, когда мы говорим о предметах окружающего нас мира, то на самом деле мы говорим вовсе не о них, а лишь об их образах, так как эти образы представлены в нашем сознании. Ведь, если изменить строение человеческого уха, глаза, нарушить деятельность мозга, - то все образы внешнего мира изменятся до неузнаваемости. Ну а почему же в нашей практической деятельности не происходит никаких сбоев, как же мы имеем возможность взаимодействовать со всеми предметами внешнего мира, хотя не имеем никакого представления об их подлинной сущности? Благодаря чему поддерживается это единство, цельность внешнего и внутреннего мира? Кант отвечает, что гарантом такого единства может быть только Бог. Существование Бога необходимо для осуществления процесса познания.

А еще существование Бога с необходимостью вытекает из наличия в природе человека некоей врожденной нравственной установки - Кант называет ее категорическим императивом. Это неукоснительное требование нашей совести, нерушимый нравственный закон. В человека вложено интуитивное стремление в личном поведении поступать с ближними так, как он хочет, чтобы они поступали с ним.

Произведения Канта сложны для понимания человеку без специального образования, но одна его фраза очень хорошо известна: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, тем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Конечно, то, чем восхищается Кант, удивляло и внушало религиозные чувства и раньше многим мыслителям. В Новом Завете, в послании апостола Павла к Римлянам, находим аналогичные размышления: «Язычники по природе своей законное делают: не зная Закона, они имеют закон в сердцах своих. И он обличает их в их мыслях и их совести.» ( Рим. 2:14). То есть, о нравственных нормах мы узнаем не в силу воздействия внешнего авторитета - апостол Павел имеет в виду Ветхозаветный закон евреев. Нравственный закон, совесть, написан в наших сердцах. На признании этого очевидного факта основывается так называемое нравственное доказательство бытия Божия, которое вызвало решительное недовольство молодого пролетарского поэта Ивана Бездомного в знаменитой беседе на Патриарших прудах.

В рассуждениях Иммануила Канта ценным является то, что философ приходит к выводу о существовании Бога как гаранта нравственности, неким параллельным путем, не принимая во внимание Откровение Бога и религию вообще, а единственно как ученый, развивающий свою теорию, в соответствии с законами философского мышления.

В своих размышлениях он идет еще дальше: Из нравственного чувства, которое вложено в человека, вытекает и жесткое требование справедливости. Человеческое сознание не может допустить, чтобы зло оставалось ненаказанным. Отсюда вывод: если в период земной жизни мы не наблюдаем справедливости - значит существует жизнь за гробом, где Всемогущий Судия выносит каждой человеческой душе окончательный справедливый приговор.

Кант получил религиозное воспитание от матери в духе протестантского благочестия. Он был, безусловно, религиозен, но, как многие протестанты, весьма поверхностно, то есть не имел представления о глубокой мистической сущности христианства, выраженной в духовной практике святых отцов Церкви. Уже глубоким стариком, принимая молодого русского путешественника, будущего великого историка, Николая Михайловича Карамзина, Кант высказывал ему религиозную надежду, что надеется скоро вступить в другую, лучшую жизнь.

Гениальный философ прожил почти 80 лет. Жил как настоящий монах. Никогда не был женат. Студенты отмечали его удивительное целомудрие, он избегал даже вольных, сомнительных шуток о женщинах. После вынужденного отъезда из города по семейным делам в 20-летнем возрасте, философ вскоре вернулся в родной Кёнигсберг более никогда не покидал своего города. По итогам Семилетней войны Кенигсберг несколько лет находился в составе Российской империи, и. значит, Кант был гражданином России. В 2018 году его имя даже включили в список для участия в конкурсе «Великие имена России». С долей шутки скажем, что «нашего» Канта мы не отдадим никому!

Ученый, создавший верную теорию приливов и отливов, по-видимому, сам никогда не был даже на Балтийском море, расположенном всего-то в 40 километрах от его дома. Ученый знал только два места: дом - место размышлений и трудов, и университетскую кафедру. При этом он так аккуратно регулировал свою жизнь, что о жителях Кенигсберга говорили, что они ставили часы по Канту - на ежедневную прогулку и непременно в одиночестве философ отправлялся в одно и то же время.

Жил Кант настоящим аскетом. «Домик у него маленький, и внутри приборов немного. Все просто, кроме… его метафизики», - вспоминает Карамзин. Но нельзя сказать, что ученый был нелюдимым. Наоборот, ежедневно он устраивал застолья для узкого круга друзей и отличался блестящим умением вести эти глубоко интеллектуальные трапезы.

В политике этот великий человек был великим оптимистом. Написанный им в 1795 году трактат «К вечному миру» содержал ряд предложений, которые, как он полагал, необходимо предпринять уже сегодня, для того, чтобы в дальнейшем даровать Европе эпоху благоденствия. Кант выдвигает важнейшие требования: ни одно государство не должно силой вмешиваться в Конституцию или правительство другого государства. Ни один секретный мирный договор не может считаться действительным, если в нём есть молчаливый повод для будущей войны.

Философ угасал медленно, с достоинством, спокойно и безболезненно. Он с трепетом ждал своего 80- летия. отсчитывал до него оставшиеся дни. Оставалось чуть больше двух месяцев. Ухаживающий за ним ученик произнес: «В этот день все ваши друзья вновь соберутся вокруг вас и выпьют за ваше здоровье бокал шампанского». Но Кант ответил : Это должно произойти сегодня же. Его воля была исполнена. Философ и сам пил за здоровье своих друзей и в тот день был довольно весел. А через несколько дней Кант умер.

Построенный в 1924 ом году над его могилой мемориальный комплекс из красного гранита каким-то непонятным образом, чудом, практически не был поврежден во время знаменитого кровопролитного штурма Кенигсберга войсками Красной Армии в апреле 1945 го. Кенигсберг был освобожден от фашистов за две недели до дня рождения великого религиозного мыслителя.
Церковь, общество, культура