Новости прихода

Перед встречей Нового Года

Приближается встреча гражданского Нового года, наступающего 1 января. В Русской Православной Церкви сложилась многолетняя традиция в преддверии Нового года собираться в храме и совершать особое молебное пение с обращением ко Господу благословить нас и все наши дела в грядущем году. При этом наступающий год поэтично называется «венцом лета благости Господней». «Венец» - означает годовой круг. Имеется в виду, прежде всего, астрономический годовой круг, определяемый движением земли и небесных светил.

Но еще понятие «венец» напоминает о церковном богослужебном круге. Церковный устав предполагает цикличный характер совершения богослужений. Существуют три богослужебных круга. Суточный - это последовательность богослужений, совершаемых в течение суток. Суточный круг начинается вечером и всего включает в себя девять богослужений: 9-ый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-ый час, 3-ий час, 6 ой час и, наконец, главная служба, совершаемая на рассвете, - Божественная литургия, за которой происходит таинство причащения Телом и Кровью Христа Спасителя. Кроме того, в Церкви есть понятие о седмичном круге богослужений - это правило, как совершать церковные службы в пределах одной недели. И наконец, существует годовой круг - тематическая последовательность богослужений в течении одного года.

Вдумаемся : Своими молитвами и священнодействиями Церковь стремится освятить все время, каждый год, каждый день и час в жизни человека. А значит, просветить все наши мысли и чувства, направить к добру все наши поступки. Помните, как Евангелие от Марка передает главную заповедь Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». ( Мк. 12:30). Последнее выражение, «всею крепостию» является переводом греческого «Ex olis tis ishios su». То есть, «люби Бога изо всех своих сил». Вот об этом повелении Бога следует вспоминать за новогодним молебном. Прожить Новый Год в полном согласии с волей Божией - именно так можно передать смысл наших прошений за новогодним молебном.

Встречать новогодний праздник, а по сути, начало нового годового астрономического цикла любили всегда и все народы. Возможно это связано с острым переживанием безвозвратно уходящего земного времени и ощущением того, как приближается вечность. Славяне, кипчаки и тюрки приурочивали начало годового цикла ко дню весеннего равноденствия, в марте. Древняя Русь отмечала Новый год также, в марте. Так происходило много столетий: и во времена князя Владимира Крестителя, и в эпоху преподобного Сергия. Это обстоятельство следует учитывать историкам при определении хронологии тех или иных событий. Иногда об этом забывают, и возникает путаница в датировках. Скажем, год рождения Александра Невского в прошлом и нынешнем столетии отмечали по-разному.

В XVI и XVII веках в России встречали Новый Год по византийскому календарю, 1 сентября. В Византии нашли оригинальную аргументацию, объясняющую, почему следует отмечать Новолетие особой церковной службой. Вспомнили содержание 4 ой главы Евангелия от Луки. Там содержится рассказ, как Господь Иисус Христос в один из субботних дней пришел в синагогу города Назарета, где принял участие в традиционном субботнем чтении Священного Писания. По приказу начальника синагоги Ему подали книгу пророка Исаии. Иисус начал читать место, где говорится следующее: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4:18). Именно в этом эпизоде с упоминанием «лета Господня» ромеи усмотрели указание на церковное празднование Нового года.

В 1700 году в календарь России вошел европейский гражданский новый год, 1 января. Именно тогда, по приказу императора Петра началось исчисление времени от Рождества Христова, а не от сотворения мира. В Санкт-Петербург пришли западноевропейские традиции новогоднего торжества: грандиозные фейерверки, пушечная канонада, яркие костры.

Особо следует сказать о новогодней елке. Строго говоря, украшенная ель - вовсе не атрибут Нового года , а символ Рождества Христова. Вечнозеленое дерево означает вечную жизнь, которую нам даровал Господь Иисус Христос. Не случайно в 20 -е годы прошлого века боровшиеся с религией большевики объявили рождественской елке самую настоящую войну. На правительственном уровне принимались постановления «О воспрещении прорубки зеленых насаждений в связи с религиозными обрядностями».

Только тот, кто друг попов,
елку праздновать готов, -

писал в детском журнале «Чиж» поэт Александр Введенский.


Перед войной елку все же вернули, но отделили ее от Рождества Христова, присоединили к встрече Нового года и отдали ее детям. Идея об этом принадлежала партийному деятелю Павлу Постышеву. В декабре 1935 в газете «Правда» появилась его статья с призывом организовывать новогодние елки для советских детей. Запрет на елку был снят.

Следует признать , что, безусловно, украшение новогодней елки, и сама встреча Нового года, вносили мощный поток душевного тепла и любви в жизнь безбожного советского человека, пронизанную идеологией. Из детского праздника Новый год превратился в праздник семейный. Он в некотором смысле заменил Рождество Христово.

Советскими поэтами, композиторами, театральными деятелями, кинематографистами был создан огромный мир новогодней культуры, до сих пор вызывающий чувство светлой ностальгии. Можно вспомнить пьесу «Двенадцать месяцев» Маршака, фильмы «Морозко», «Карнавальная ночь» и, конечно, любимую «Иронию судьбы».

Воспоминание о встрече Нового года прочно ассоциируется с беззаботным детством. Оно, пожалуй, было самое светлое в жизни взрослых советских людей.

И, состарясь, дети
До смерти без толку
Все на белом свете
Ищут эту елку, -

писал Константин Симонов.

Сегодня, когда в жизнь наших соотечественников возвращается Православное Рождество, встреча Нового года постепенно отходит на второй план. Но пренебрегать этим гражданским праздником церковным людям все-таки не следует.

Постараемся его духовно осмыслить, наполнить религиозным содержанием.

В последнее время православными священниками сказано немало прекрасных проповедей, посвященных встрече гражданского Нового года. Один из самых ярких проповедников русской эмиграции, протоиерей Александр Шмеман, как-то произнес новогоднюю проповедь не как обычно, на слова, представляющие собой библейскую цитату, а на обыкновенное, светское праздничное приветствие: «С Новым годом, С новым счастьем»!

Шмеман очень верно подметил, что в новогодний праздник в людях актуализируется вера в то, в жизни каждого может быть счастье, что счастье возможно. «Так когда же по-настоящему бывает человек счастливым»? - вопрошает проповедник.

Здоровье и физическое довольство - это счастье, но не полное. Богатство и успех - счастье, с которым соединено мучение и страх все потерять. Может быть, потому и говорим мы в новогоднюю полночь о новом счастье, что «старое» никогда по-настоящему не удается, что всегда чего-то ему недостает. В самом счастливом человеке по внешним признакам- здоровом, богатом и успешном, всегда живет подспудное знание, что ничего не удержать - и впереди все равно распад и конец, смерть. Это знание отравляет наше маленькое и ограниченное счастье. В Новый год многие боятся в одиночестве и тишине услышать неумолимый бой часов, голос судьбы. Поэтому наполняют новогоднюю ночь грохотом и шумом.

И совершенно очевидно, что подлинное, прочное, неумирающее счастье приходит к человеку только на пути религиозной жизни - когда он встречается с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким и чистым, что человеку явлено в Личности Иисуса Христа.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И в жизни этой — свет, и тьме его не объять» ( Ин. 1:4), - говорит Евангелие. Все это значит, что общение со Христом невозможно отравить страхом и ужасом, не растворить в печали и отчаянии. А еще сказано в Евангелии: « радости вашей никто не отнимет от вас!» ( Ин. 16: 22).

Давайте в новогоднюю ночь пожелаем друг другу обрести подлинную, нескончаемую Божественную радость во Христе.

Епископ Геннадий (Гоголев).
Епископ Геннадий Церковь, общество, культура