Новости прихода

Религиозная поэзия Федора Тютчева

Уже в детстве мы знакомимся с прекрасной лирикой Тютчева. Помните, описание осени:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде».

Или наступление весны:

«Зима недаром злится:
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора».

Или вот это стихотворение:

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом»

Или вот еще всем известные строки, ставшие текстом для одного из самых популярных русских романсов, прекрасно исполненный Иваном Семеновичем Козловским:

«Я встретил Вас,
и все былое
в отжившем сердце ожило…».

Так сразу и не поверишь, что этот удивительный тонкий лирик, столь глубоко умеющий чувствовать окружающую природу и тончайшие движения человеческой души, всю жизнь провел в должности государственного чиновника-дипломата. В 18 лет Федор получил диплом об окончании Московского университета, поступил в Коллегию иностранных дел и был отправлен в Германию, в Мюнхен, где прожил почти четверть века. Сегодня в Мюнхене открыта мемориальная доска и стоит памятник Тютчеву.

По возвращении в Россию он продолжал неутомимо служить в Министерстве иностранных дел до самого своего последнего дня. И умер в ранге Тайного советника, что соответствует военному званию генерал-лейтенанта.

Даже редкие фотографии Федора Ивановича говорят о нем прежде всего как о чиновнике. Сухой, подтянутый, со строгим и несколько даже суровым взглядом из-под очков. Даже во внешнем облике поэта отразилась многолетняя дипломатическая привычка быть осторожным, осмотрительным, ответственным в каждом слове и поступке. Сказался навык бесконечной чиновничьей работы с документами.

Между прочим, в поэзии как и на дипломатической службе, Тютчев также всегда будет стремиться к предельной точности в выражениях, а иногда будет страдать от неспособности выразить в слове свои тонкие и высокие духовные переживания. «Мысль изреченная есть ложь» - это знаменитый тютчевский афоризм.

Но все-таки даже на фотографиях, а еще более, на великолепном портрете поэта кисти Степана Александровского просвечивает и некая глубокая одухотворенность лица Тютчева. В нем поистине «живет и светит вдохновение». И эту одухотворенность Тютчеву безусловно сообщает глубокая религиозность, твердая непоколебимая православная вера, церковный образ жизни.

Святое Православие являлось для Тютчева источником его мировоззрения, философии, формировало взгляд на окружающую природу, преображало ткань человеческих взаимоотношений, ставило ориентиры в оценке истории и событий современности, пророчески предостерегало и одновременно давала светлую надежду, соединяло с вечностью. Можно сказать, что Тютчеву, как никому другому, удалось в афористичной стихотворной форме выразить позицию православного мыслителя по поводу ряда острых злободневных тем политической и общественной жизни, которые вызывали в те годы оживленную дискуссию.

Ну вот пример. В Европе распространяется наивное руссоистское учение о человеке. Дескать, сам по себе человек хороший, только окружающая среда его портит. Достаточно изменить мир вокруг человека, систему общественных отношений, и наступит эпоха всеобщего благоденствия. Тютчев, знаток человеческой природы и религиозный человек, смотрит гораздо глубже. В человеческой личности и в истории народов он видит борьбу двух начал: Божественного порядка, «космоса» и дьявольского «хаоса», беспорядка. Человеческая природа поражена первородным грехом. Греховные страсти бродят на дне души и иногда прорываются наружу, принося несчастие и горе окружающим.

« О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный то шумно?…

О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый.
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..»

В этом стихотворении 1830 года содержится ни что иное, как предсказание революционных событий.

Однако, Тютчев видит и путь преодоления хаоса. Только Христос, Бог, ставший человеком, ради нас и ради нашего спасения может исцелить этот хаос и в отдельной человеческой душе, и во всем человечестве.

«Растленье душ и пустота
Что гложет ум и в сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа..»

Тютчев видит, что естественные, природные чувства не могут принести человеку подлинного счастья. Даже такое чувство как любовь, многократно воспетое в литературе, несовершенно.

«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей».

Вера во Христа, соединенная с праведным образом жизни, - вот единственное что делает человека счастливым. А отсутствие религиозной веры приводит к чудовищным, катастрофическим последствиям.

«Не плоть, а дух растлился в наши дни.
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени.
И свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит.
И сознает свою погибель он.
И жаждет веры, но о ней не просит».

Христос нисходит в душу человека в смирении. «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» - это изречение Библии можно поставить эпиграфом ко многим философским стихам Тютчева. В народной трудовой и смиренной России поэт видит Самого Христа:

«Эти бедные селенья, эта скудная природа.
Край родной долготерпенья.
Край ты русского народа.

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный -
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя земля родная
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя».

А вот другие знаменитые строчки, которые нужно правильно понимать в свете тютчевской философии.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

О чем эти слова? Многие не понимают этого стихотворения, недоумевают, в чем же особенность России? Почему, скажем в Россию следует верить, а в Китай, например, нет?

В свете философии поэта, все становится понятным. Тютчев выражает свою убежденность в особом христианском настроении русского народа. Действительно, не умом, не рассудком, а сердцем приняли Христа наши предки.

Многие их дела и подвиги продиктованы отнюдь не здравомыслящим расчетом, не логическими соображениями, а верой сердца. И среди этих дел главное - способность принести себя в жертву.

Самопожертвование проявлялось и проявляется в русском народе в годы тяжелых испытаний: войн и стихийных бедствий.

Говоря тютчевскими словами, «верить в Россиию», точно также, как и в любую другую конкретную страну - означает видеть религиозность ее народа, признавать за ним способность совершить высший подвиг самоотвержения. Если народ теряет эту способность - верить в него нельзя. Такой народ обречен. Любой нерелигиозный народ обречен на распад и вымирание.

Своими стихами поэт старался пробудить добрые христианские чувства в своих читателях, воспитывал их. Он пробуждал и питал религиозность в читателях.

Религиозно-философская лирика Федора Ивановича Тютчева остается выдающимся вкладом в сокровищницу русской поэзии.

Епископ Геннадий (Гоголев)

Из передачи "Воскресные беседы" 25 ноября 2018 г
Церковь, общество, культура Епископ Геннадий