Новости прихода

За щитом князя Владимира. Престольный праздник 2021

Казалось бы, престольный праздник небольшого храма на окраине алматинского мегаполиса не такое уж примечательное событие, чтобы писать о нем в журнал.

Однако те, кто побывал на торжественной Литургии в день св. князя Владимира в одноименном храме поселка Баганашыл станут уверять вас в совершенно обратном.

И даже те, кто хоть раз заглядывал сюда на минутку поставить свечи и подать записки, смогут подтвердить правдивость моих слов о том, что храм все-таки особенный и чуточку необыкновенный.

Идея поклониться Просветителю Руси пришла ко мне давно, потому как большая часть моей жизни прошла на Украине, где этот святой, чьим ликом украшены банкноты и монеты, не имеет равных по популярности.

Поднимаясь по гранитным ступеням белокаменного храма, с  особой теплотой вспоминаю момент, когда впервые поклонилась частице мощей Крестителя славян. Серебряный ковчег, будучи провозим через наш провинциальный городишко, по благословению блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), был выставлен для верующих на 15 минут времени. Я встречала святыню торжественным колокольным звоном на новой, только построенной колокольне высотой 30 метров, на которой еще не было ступеней. Спустившись по шатким деревянным настилам строительных лесов и облобызав святыню, я стремглав поспешила обратно на звонницу, чтобы проводить Князя радостным трезвоном.


Итак, навечерие престольного праздника.
Радостные лица прихожан в клубах тончайших ароматов афонского ладана, снующая по храму нарядная детвора, гасящая огарки и белые цветочные пирамиды в парадных вазах.
Я выхожу на крыльцо по завершении службы в легком волнении. Отчего молитва идет так легко и сосредоточенно, как будто стоишь не в алматинском приходском храме, а в соборе Свято-Успенской Почаевской лавры, возле кивота со Стопой Божией Матери, где можно простоять пять часов Всенощного Бдения на больных ногах и даже не заметить, как пролетело время?

Естественно, у меня, как, впрочем, и у вас, возникает вопрос – а можно ли в принципе сравнивать древнейший мужской монастырь под сенью чудотворной иконы,  с мощами святых угодников и двумя сотнями насельников, среди которых ученики духоносных старцев, с самым молодым – трехлетним - храмом южной столицы, число клириков которого можно пересчитать по пальцам?

Надо признаться, на раскрытие этой загадки ушло несколько дней.
 - Возможно, впечатление, что здесь особая тишина и красота возникает от наших храмовых святынь. Тихвинская икона Божией Матери, дореволюционный список которой мы бережно храним, распространяет особое умиротворение на всех, кто благоговейно его почитает, - рассказывает настоятель храма - Преосвященнейший Геннадий, епископ Каскеленский.

Вторая храмовая икона святителя Николая Угодника с частицей гроба святого, так же дореволюционная, была привезена в Казахстан по завещанию Лидии Деменьтьевой, ленинградки, пережившей Блокаду, - продолжает Владыка.

Узнав эту историческую справку, я не перестала задаваться вопросом, почему в храме святого князя Владимира как бы особая атмосфера, ведь и в других храмах нашего города сосредоточены не менее значимые святыни и иконы.

Тогда мне подумалось – может быть в этом храме служат особые дипломированные священнослужители, отличники духовных академий с наградами и множеством знаков отличий?

Вот Ключарь храма - иеромонах Сергий (Внуковский).
Он скорее «простец», чем «мудрец». Может, руководя послепраздничной уборкой сам вытряхивать входные половики или почистить подсвечник, если помощники задерживаются. И когда видишь Батюшку за этой рядовой работой, невольно приходит рассуждение о том, что как раз «мудрецы» идут Богу долго, как рождественские волхвы, обливаясь потом от пустынной жары по барханам своих знаний, а «простецы» могут добежать очень быстро, как некнижные вифлеемские пастухи, опаленные солнцем.

Отец Роман (Кравченко), второй священнослужитель храма, тоже от горного солнца становится смуглым.
Батюшка относится к той редкой на сегодняшний день категории иереев, которые привлекают всю свою семью на служение Церкви.
Его старшие дочери Анастасия и Мария работают учителями воскресной школы, старший сын Константин прекрасно читает паремии и каноны на клиросе, дочь София встречает причастников с запивкой, и даже семилетний Даниил рвет ромашки для украшения храма. А не так давно Батюшка стал дедушкой - еще одна дочь Анна ушла в декретный отпуск.

Супругу отца Романа - Матушку Татьяну, работающую в иконной лавке, очень полюбили храмовые старушки Лидия, Тамара и Вера:
 - Матушка очень внимательная и заботливая ко всем посетителям, а не только к постоянным прихожанам. Всегда все расскажет, покажет, посоветует, научит, - наперебой рассказывают они.

Отцам в работе без отдыха и выходных подсобляет оптинский инок Федор (Светличный), досматривающий в Алматы престарелого родителя. Он нетороплив, молчалив и сосредоточен. Читает предначинательный 103 псалом по -российски, заменяя привычное нам «ругатися ему», на «игратися ему».

Теперь, когда состоялось мое знакомство во святынями и духовенством храма, мне подумалось, что на мое приподнятое настроение в храме не может не влиять и удивительно гармоничная роспись, выполненная четырьмя палехскими мастерами так, что цветовая гамма иконостаса удивительным образом сочетается с настенной росписью и старинное древнерусское пение, мужское исполнение которого очень большая редкость в сегодняшней Алматы.
 - Я учился знаменному пению на Валааме, являющемуся на сегодняшний день лучшей монастырской школой русского богослужебного многоголосия. Особенность старинных распевов в том, что они не давят на слух, не отвлекает молящегося в чувственность и не рассеивает его многообразием, - рассказывает регент второго храмового хора Евгений.

Заслуживает внимания и основной регент Вероника Владимировная, которая несмотря на занятость в своем многодетном семействе, очень тщательно относится к своим обязанностям.
Так, я впервые вижу, чтобы певчие собирались в распевочной за час (!) до богослужения, приводя в порядок голоса упражнениями для лучшего звучания и подбора репертуара для Литургии.

Чтец Надежда ни в чем от певчих не отстает. Подготовку она тоже начинает так же заблаговременно, вчитываясь в каноны и стихиры, оставляя на полях едва заметные карандашные галочки, чтобы служба прошла без запинок.

Итак, познакомившись поближе с храмом, я так и не нашла ответ на свой уже наболевший вопрос: - В чем же сила храма св. Владмира?
Чтобы немного отвлечься от этого размышления, снимаю с полки книгу писем святого безмолвника Иосифа Исихаста.
 - Дай Богу свой овол (копейка), и Бог даст тебе сто золотых монет, - пишет свой духовной дочери афонский Пещерник.

Вот здесь то меня и озаряет!

Все, кто священнодействует, трудится, работает в баганашильском храме, ни в чем себя для Христа Спасителя на жалеют и именно поэтому здесь совершенно ощутимы становятся благодатные Мир, Красота и Тишина.

Вот, например, хрупкая на вид садовница Татьяна, чьими трудами благоухает целый гектар земли. В сорокоградусную жару, когда я предпочитала лежать с газеткой и мокрым полотенчиком на лбу, она мужественно спасала от гибели лилии и лилейник, перетаскивая двадцатиметровые шланги для полива со сноровкой полковника пожарной безопасности.

Вот завхоз дядя Ваня, который невзирая на солнцепек целый день проводит со сварочным аппаратом в руке, не забывая при этом всегда раскладывать бумажные салфетки для рук и душистое мыло в общественных уборных.

Вот церковница Светлана, которая блюдет идеальную чистоту в храме и в праздники, и в будни и на Страстной и на Светлой седмице.

Вот иподиакон Анатолий, который несмотря на занятость в алтаре, всегда находит время сварить для братии аппетитный супчик с болгарским перцем и лавровым листом.

Весь коллектив храма живо напоминает мне общину первых христиан, в которой не было склок, раздоров и ссор, вероятно именно поэтому сам его святой покровитель Великий Князь Владимир осеняет его краем своего небесного плаща и будет охранять его своим Непобедимым Щитом…

Автор: Анна Шекель
Фото: Богдан Кучин, Елена Щупакова
Прочее